RUSENG

Состоявшийся пуск

КА Eutelsat 9B ("ЮтелСат-9Б")
РБ "Бриз-М"
РН "Протон-М"

Находящиеся в ведении Роскосмоса

Название:

ФГУП «ЦЭНКИ» - филиал «Конструкторское бюро транспортно-химического машиностроения» (КБТХМ)

Адрес:Россия, 105187, г. Москва, Кирпичная ул., 32
Телефон, факс:(495) 365-31-66. Fax (495) 365-28-50, (495) 365-07-36, (495) 366-28-50
Руководители:Заместитель генерального директора ФГУП "ЦЭНКИ" - директор филиала "КБТХМ" Сутугин Алексей Николаевич
E-mail: mail@kbthm.ru, kbthm@mail.ru
Web-сайт:

Конструкторское бюро транспортно-химического машиностроения создано приказом Наркомата минометного вооружения от 25 ноября 1943 года и именовалось как «Союзное проектно-конструкторское бюро по арматуре и противопожарному оборудованию» (СПКБ).

В первые годы своей деятельности КБ занималось разработкой и модернизацией арматуры и противопожарного оборудования для судов речного и морского флотов, авиации, а также для различных объектов народного хозяйства.

В 1946 году после реорганизации СПКБ было передано в ведение Министерства машиностроения и приборостроения и стало называться «Союзное проектно-конструкторское бюро противопожарного оборудования с опытными мастерскими» (СПКБ ППО с опытными мастерскими).

Первыми изделиями, которые спроектировал коллектив КБ в эти годы, были: углекислотный огнетушитель, автоцистерна пожарного автомобиля на шасси ЗИС-5 (ПМЗ-8), а также противопожарное оборудование для судов речного и морского флотов, в том числе для защиты пороховых погребов на боевых судах ВМФ.

С начала 50-х годов СПКБ ППО подключается к разработке систем и агрегатов наземного оборудования ракетных комплексов. Первоначально основным профилирующим направлением были работы по созданию систем пожаротушения и средств пожарной защиты ракет и сооружений стартовых позиций.

В период с 1954 по 1958 гг. были созданы: подвижная установка газового пожаротушения; подвижной агрегат водяной защиты изделия; стационарная система противопожарной защиты; дистанционно-управляемые головки с пиротехническим и пневматическим пуском. В это же время был разработан пневмоуправляемый клапан высокого давления, который нашел широкое применение в стационарных системах газоснабжения последующих разработок.

Некоторые разработки КБ этого периода - системы пожаротушения и агрегаты обдува хвостовых отсеков ракет-носителей типа «Восток», «Молния», «Союз» уже более 40 лет безотказно работают на космических стартах.

В 1960 году СПКБ ППО передается в состав Государственного комитета СССР по оборонной технике, а с 1965 года становится головным предприятием в отрасли по заправке ракет-носителей и космических аппаратов высококипящими компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, нейтрализации паров, промышленных стоков, изделий и технологического оборудования с обеспечением экологической защиты окружающей среды.

Этот период характеризуется расширением тематики конструкторских работ по созданию систем и агрегатов для комплексов типа «Десна», «Двина», «Чусовая» и «Шексна». Кроме разработки противопожарного оборудования КБ приступает к разработке стационарных систем газоснабжения ракетных комплексов, систем заправки ракетных комплексов и ракет компонентами топлива и агрегатов нейтрализации.

В 1965 году предприятие передается в ведение Министерства общего машиностроения и становится головным предприятием по заправочному и нейтрализационному оборудованию. Используя накопленный опыт работы и результаты поисковых и научно-исследовательских работ, КБ в этот период создает надежные и эффективные средства заправки и нейтрализации практически для всех ракетных и космических комплексов. Были разработаны средства транспортировки ракетных топлив и сжатых газов, средства заправки подвижными агрегатами.

В 1967 году предприятию присвоено новое наименование – «Конструкторское бюро транспортно-химического машиностроения» (с 1998 года – ФГУП КБТХМ).

С 1970 года, наряду с работами по совершенствованию и обеспечению эксплуатации заправочного и нейтрализационного оборудования, в КБ развернуты работы по новому направлению деятельности – созданию систем и оборудования для обеспечения заданного температурно-влажностного режима обитаемых и необитаемых отсеков командных пунктов управления ракетных комплексов РВСН.

Период 1983-1993 гг. отмечен масштабными работами по проекту «Энергия –Буран». Было создано свыше 50 систем различного назначения для всех четырех комплексов наземного оборудования: стартового комплекса, унифицированного комплекса стенд-старт, технического и посадочного комплексов.

В это время завершаются работы по проектированию многоцелевой заправочно-нейтрализационной станции, предназначенной для проведения заправки высококипящими компонентами ракетного топлива и зарядки сжатыми газами двигательных установок разгонных и орбитальных блоков, а также космических аппаратов как существующих, так и перспективных.

В 90-е годы, в связи с сокращением космических программ, предприятие использует творческий потенциал для создания различных объектов социально-экономического назначения. К основным из них можно отнести: разработку минипивзавода, создание систем температурно-влажностного режима для предприятий текстильной и бумагоделательной промышленности, создание подвижного агрегата для транспортировки расплавленной серы.

В 1998 году после передачи объектов наземной космической инфраструктуры от Министерства обороны в ведение ФГУП КБТХМ на космодроме «Байконур» создан «Центр эксплуатации и испытаний ФГУП КБТХМ».

В 2001 году после передачи в ведение предприятия базы ликвидации МБР «Суроватиха» под Нижним Новгородом создан «Центр ликвидации межконтинентальных баллистических ракет ФГУП КБТХМ».

После реконструкции базы ликвидации «Суроватиха», проведенной специалистами предприятия, создан современный комплекс инженерно- технических сооружений с высокой производительностью по утилизации ракет, отвечающий всем международным стандартам по экологии и безопасности, а также обязательствам России по договору СНВ о сокращении наступательных вооружений.

В настоящее время КБ выполняет значительный объем работ по Федеральным и международным космическим программам.

В рамках Федеральной космической программы по проекту создания нового космического комплекса «Ангара» разрабатываются системы заправки, нейтрализации и сбора промстоков. В перспективе для нового поколения разгонных блоков предприятию предстоит создать комплект стационарных и подвижных систем нового модельного ряда, размещаемых в непосредственной близости от стартового комплекса.

Кроме этого, КБ занимается созданием новых и реконструкцией существующих заправочных станций под новые типы космических аппаратов. В плане перевооружения инфраструктуры космодрома «Плесецк» предусмотрено создание заправочно-нейтрализационной станции нового поколения с широкими универсальными функциями, обеспечивающими выполнение необходимых технических требований по работе с космическими аппаратами как отечественными, так и иностранных партнеров.

На космодроме «Байконур» предприятие занимается реконструкцией заправочно-нейтрализационной станции ЗНС 11Г141. После модернизации она будет полностью отвечать всем требованиям европейских стандартов по температурно-влажностному режиму и чистоте окружающей среды в заправочных залах, безопасной работе персонала.

Предприятие участвует практически во всех международных проектах России. Наиболее значимые из них: «Байтерек» (создание на космодроме «Байконур» по заказу Республики Казахстан ракетно-космического комплекса на базе проекта «Ангара»); программа «Наземный старт» (создание оборудования для обеспечения заправки КА иностранных заказчиков» в соответствии с самыми современными требованиями); проекты «Морской старт» и «Союз в Гвиане».

Технологические системы, разработанные КБ, обеспечивают работу на технических комплексах практически со всеми типами ракет разработки РКК «Энергия», ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, НПО «Южное», МИТ на полигонах «Байконур», «Плесецк», «Капустин Яр», «Свободный», на стационарных и подвижных комплексах объектов Министерства обороны, включая и сегодняшние уникальные комплексы разного типа базирования.

В интересах Министерства обороны РФ предприятием выполняются работы по созданию ряда систем и агрегатов для комплекса «Тополь-М», а также обеспечивается гарантийный надзор за системами и агрегатами, эксплуатирующимися на серийных объектах РВСН.

За долгие годы работы предприятием накоплен большой опыт по созданию стационарных и подвижных насосных станций, устройств для точного дозирования, газонасыщения и деаэрации, вакуумирования и термостатирования жидкостей; систем хранения, подготовки и редуцирования сжатых газов; передвижных, подвижных и стационарных агрегатов для обезвреживания газов и промстоков, которые и сейчас востребованы при создании новых образцов ракетно-космической техники.

С 2009 года ФГУП КБТХМ в связи с реорганизацией путем присоединения к ФГУП «ЦЭНКИ» становится его филиалом (Филиал ФГУП «ЦЭНКИ» - КБТХМ).

Большой профессиональный опыт сотрудников КБТХМ позволяет и сегодня создавать передовое технологическое оборудование для ракетно-космической техники, обеспечивая выполнение государственного оборонного заказа, Федеральных и международных космических программ.

 

Направления деятельности:

  • создание средств заправки высококипящими компонентами ракетного топлива и сжатыми газами РН и КА;
  • создание средств нейтрализации паров, промышленных стоков, изделий и технологического оборудования с обеспечением экологической защиты окружающей среды;
  • разработка систем обеспечения температурно-влажностного режима и систем терморегулирования;
  • разработка систем обеспечения температурных режимов наземных и бортовых систем управления;
  • разработка систем газового снабжения комплекса командных приборов и оборудования для отвода тепла систем управления ракетных комплексов;
  • создание рабочих мест подготовки и заправки космических аппаратов фирм Индии, США, Франции на космодромах «Байконур», «Плесецк» и «Свободный»;
  • разработка технологических процессов и создание производственных мощностей по ликвидации МБР по контрактам с Агентством оборонных вооружений США;
  • создание средств утилизации несимметричного диметилгидразина (НДМГ) экологически безопасным и надежным способом – сжиганием;
  • изготовление и испытание опытных и экспериментальных образцов разрабатываемого оборудования;
  • техническое руководство и технический надзор при эксплуатации наземного оборудования при обслуживании КА и РН;
  • гарантийный и технический надзор, обеспечение безопасносной эксплуатации комплексов на серийных объектах;
  • разработка оборудования для пищевой, текстильной и нефтеперерабатывающей промышленности.