RUSENG

Состоявшийся пуск

КА Eutelsat 9B ("ЮтелСат-9Б")
РБ "Бриз-М"
РН "Протон-М"

Новости Роскосмоса

Мотор для Луны

08.09.2013 12:51

     В подмосковных Химках в НПО «Энергомаш» собирают двигатели  нового поколения для ракет «Союз» и «Зенит». История НПО «Энергомаш» неразрывно связана с именем его создателя - академика В.П.Глушко, которому на днях исполнилось бы 105 лет.

     Сентябрь. Полночь по московскому времени. Космодром Байконур. Стартует ракета-носитель «Зенит» с космическим аппаратом «Амос-4».

     Самая главная и, пожалуй, яркая роль в этом случае у двигателей, которые делают на НПО «Энергомаш» имени академика Глушко.

     В ближайшие два часа в этот зал посторонним вход воспрещен. Никто не должен мешать рождению сердца ракеты. Рядом только программист и точнейшее оборудование. Техника по микронам сваривает блок газовода.

     «Мы делаем двигатели, которые делают самую неблагодарную и тяжелую работу – они отрывают ракету от земли, преодолевая силу земного тяготения», - рассказывает главный конструктор НПО «Энергомаш» Владимир Чванов.

     Здесь говорят, что ни одна техника не заработает без сердца, пламенного мотора. Уже больше 80 лет опытно-конструкторское бюро «Энергомаш»  разрабатывает и создает  пламенные моторы.

     «Вот этот двигатель – это двигатель немецкой ракеты ФАУ-2.  По немецким чертежам был воссоздан от начала до конца», - рассказывает  Владимир Чванов.

     По его образу конструировали двигатели для наших первых ракет Р-1, Р-2, Р-5. Только вот дальность у них была маленькая – около 1000 километров. С такой мощностью о космосе можно было только мечтать.

     Поэтому создатель «Энергомаша», известный конструктор Валентин Глушко вместе с инженерами ночами сидел над чертежами. Чтобы придумать новый, а главное, сверхмощный двигатель, который бы вырвал человечество из плена земного тяготения.

     «Это ЭД- 40, экспериментальный двигатель с тягой 7 тонн. У него внутренняя огневая стенка сделана из медно-бронзового сплава», - продолжает рассказывать Владимир Чванов.

     Из этого двигателя появился РД-107. Двигатель, который поднял в космос первый спутник Земли и первого космонавта. Он и  прославил «Энергомаш» на весь мир, как предприятие, где делают самые мощные и надежные моторы для космоса.

     Чтобы  с нуля собрать ракетный двигатель требуется полтора года. Работа  распределена среди цехов. Часть из них делают различные детали будущего  мотора.

     Этот аппарат, как мощный водяной нож. Под напором в шесть тысяч атмосфер тонкая струя воды вырезает заготовки из прочнейших материалов. Пробовали вытачивать из стальных болванок  даже человеческие портреты. В качестве эксперимента. Однако особо времени на такого рода изыски нет.

     «Здесь используется координатно-измерительная машина, которая работая в  3D модели, автоматически выполняет контроль изготовленной детали. Мы получаем на выходе только готовый протокол, который подтверждает качество изготовленной детали», - рассказывает заместитель исполнительного директора по качеству Владимир Квак.

     Пайка деталей идет несколько часов при температуре в 1000 градусов. И снова проверка на качество. Потом детали собирают в основные узлы и агрегаты будущего двигателя. Сложнейшие блоки газоводов и генераторов обретают свои реальные очертания.

     «Здесь собрана вся технологическая цепочка изготовления узлов и агрегатов. Изготавливается деталь, вытачивается, фрезеруется, испытывается», - рассказывает начальник сборочно-сварочного цеха Василий Чарыков.

     Важная операция – проверка  камеры сгорания:  нет ли  внутри  изъянов после сварки и пайки. Как  медосмотр, только пациент – техника. Каждый минус – повод отозвать деталь с потока. Уже потом все, что изготовили в цехах, свозится в главный сборочный цех - сердце «Энергомаша». Здесь, в стерильных условиях, собирают сами двигатели.

     «Здесь мы собираем двигатели сейчас для трех ракет – это ракета-носитель «Зенит», РД – 171м, ракета-носитель «Атлас», двигатель РД-180 и российская ракета-носитель «Ангара», РД-191. В том числе мы занимаемся модернизацией двигателей для ракеты-носителя «Союз», - рассказывает заместитель главного конструктора по науке Петр Левочкин.

     Конструкторы говорят,  «союзный» движок станет проще, легче и будет  адаптирован к конкретной ракете.

После финальной сборки двигатели испытывают на стенде. Мотор должен пройти цикл той работы, которую  предстоит выполнить в полёте. И только потом, его отправляют ракетчикам.

     На заводе понимают, что изготовление нынешних ракетных двигателей – это все-таки задача тактическая. А вот разработка новых, перспективных моделей уже стратегия.

     «Впервые мы замахнулись на рубеж в тягу 1000 тонн. Сегодня РД-171м обеспечивает 800 тонн в пустоте, сегодня двигатель РД-175 будет обеспечивать 1000 тонн тягу, при этом он будет полностью вписываться в отсек  существующей ракеты «Зенит», - рассказывать Петр Левочкин.

     Сегодня создать более мощный  ракетный двигатель при существующем уровне техники сложно. Выход: или новое топливо внедрять, или искать прорывное  решение, технический скачок.

     «Технический скачок - это так называемое детонационное горение, которое позволит нам на кислородно-керосиновых двигателях получить удельный импульс приближающийся  к лучшим по характеристике кислородно-водородным двигателям. На сегодняшний день скорость вылета газов из сопла наших двигателей 3000 метров в секунду. Увеличить эту скорость – вот задача, чтобы лететь дальше, либо выводить больше», - продолжает Петр Левочкин.

     Внедрение этого метода позволит увеличить мощность двигателей на четверть.  Возможно, именно на новых двигателях из Химок отправятся экспедиции землян на другие планеты.

 

Телестудия Роскосмоса

Последние новости
Новости
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345678910111213141516171819202122232425262728293031