RUSENG

Состоявшийся пуск

КА Eutelsat 9B ("ЮтелСат-9Б")
РБ "Бриз-М"
РН "Протон-М"

Новости Роскосмоса

157 лет со Дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского

17.09.2014 01:07

Формула движения ракеты, написанная рукой К.Э.Циолковского

Схема ракеты К.Э.Циолковского

Рисунок К.Э.Циолковского

"Две ракеты"

Модель оболочки аэростата из гофрированного металла (дом-музей К.Э.Циолковского в Боровске, 2007)

Циолковский с моделью дирижабля

Отрывки вычислений и чертежи по астрономии (1878)

Лунный кратер Циолковский на обратной стороне Луны, хорошо видна центральная горка

17 сентября 1857 года родился Константин Эдуардович Циолковский - основоположник теоретической космонавтики, научного космизма, мыслитель, ученый, энциклопедист, изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолета и дирижабля, педагог-просветитель, писатель-фантаст, популяризатор науки.
С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 г. экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 г. назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии.
К этому времени относятся первые научные исследования Циолковского. Не зная об уже сделанных открытиях, он в 1880 – 1881г.г. написал работу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов.
Вторая его работа — «Механика животного организма» (те же годы) получила благоприятный отзыв И.М.Сеченова,  и Циолковский был принят в Русское физико-химическое   общество.
Основные работы Циолковского после 1884 г. были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий.
С 1896 г. Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. После 1917 г. Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 г. опубликовал теорию и схему поезда   на воздушной подушке.
Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый» (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой.
С 1890 занимался теоретическими и экспериментальными исследованиями по определению аэродинамического сопротивления и подъемной силы тел, движущихся в воздухе, результатом чего стали изобретенные им приборы и написанная работа «К вопросу о летании посредством крыльев», получившая высокую оценку Н.Е.Жуковского.
В 1897 пришел к идее создания аэродинамической трубы, которую, с одобрения Русского физико-химического общества (РФХО), построил на собственные средства. С помощью трубы выполнил первые в России систематические исследования, заложив методические и приборно-измерительные основы экспериментальной аэродинамики; установил ряд фундаментальных закономерностей по влиянию продолговатости тел, удлинения крыла, силы трения, скорости потока и других факторов на аэродинамические характеристики.
В 1900 построил более крупную и совершенную аэродинамическую трубу, с помощью которой выявил новые закономерности аэродинамики.
В 1892 г. Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В этот период он обратился к новой и мало изученной области летательных  аппаратов тяжелее  воздуха.
Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье «Аэроплан или Птицеподобная (авиационная) летательная машина» (1894) даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхищал конструкции самолётов, появившихся через 15-18 лет. В аэроплане Циолковского крылья имеют толстый профиль с округлённой передней кромкой, а фюзеляж — обтекаемую форму.
В 1932 г. он разработал теорию полёта реактивных самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полёта  с гиперзвуковыми скоростями.
Важнейшие научные результаты получены Циолковским в теории движения ракет (ракетодинамике). Мысли об использовании ракетного принципа в космосе высказывались Циолковским ещё в 1883 г., однако строгая теория реактивного движения изложена им в 1896 г. Только в 1903 г. ему удалось опубликовать часть статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой он обосновал реальную возможность их применения для межпланетных   сообщений. 
В этой статье и её продолжениях (1911, 1912, 1914) он заложил основы теории ракет и жидкостных реактивных двигателей (ЖРД).   Рассмотрение практической задачи  прямолинейного   движения  ракеты привело Циолковского к решению новых проблем механики тел переменной  массы. Им впервые была решена задача посадки космических аппаратов (КА) на поверхность планет, лишённых атмосферы.   В 1926 – 1929 г.г.   Циолковский   разработал  теорию  многоступенчатых ракет.
Он рассмотрел (приближённо) влияние атмосферы на полёт ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива  для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.
Циолковский — основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов.
Он первым изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций (орбитальных) как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полётах.
Циолковский написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном  хозяйстве, а также выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены: газовые рули (из графита) для управления полётом ракеты и изменения траектории движения её центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки КА (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла ЖРД; насосная система подачи компонентов топлива (для уменьшения массы двигательной установки); оптимальные траектории спуска КА при возвращении из космоса и др.
В области ракетных топлив Циолковский исследовал большое число различных окислителей и горючих для ЖРД; рекомендовал топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород с углеводородами и др.
Циолковским явился первым идеологом и теоретиком освоения человеком космического пространства, конечная цель которого представлялась ему в виде полной перестройки биохимической природы порождённых Землёй мыслящих существ. В связи с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в которых своеобразно переплетаются идеи социальных утопий различных исторических эпох. Циолковский — автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований в других областях знаний: лингвистике, биологии и др. Его труды в значительной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и других странах.
К.Э.Циолковский являлся консультантом первых практиков ракетостроения в ГИРД, ГДЛ и РНИИ. Он был членом РФХО (1884), Воздухоплавательной комиссии отделения физических наук Общества любителей естествознания (1904), Общества друзей воздушного флота (1924). Почетный член Русского общества любителей мироведения (1919), Всероссийского общества глухих (1932), техсовета РНИИ (1934). Награжден орденами св. Станислава, св. Анны, Трудового Красного Знамени. АН СССР учредила золотую медаль им. К.Э.Циолковского «За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений» (1954).
Его имя носят Государственный музей истории космонавтики, педагогический институт в г. Калуге, Российский государственный технологический университет, Российская академия космонавтики, многие школы и улицы в городах: Москва, Санкт-Петербург, Рязань, Киров, Байконур, а также кратер на обратной стороне Луны.
Умер Константин Эдуардович 19 сентября 1935 года.
Пресс-служба Роскосмоса
Последние новости
Новости
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345678910111213141516171819202122232425262728293031