RUSENG

Состоявшийся пуск

КА Eutelsat 9B ("ЮтелСат-9Б")
РБ "Бриз-М"
РН "Протон-М"

Новости Роскосмоса

Основной и дублирующий экипажи ТПК "Союз ТМА-18" (биографии)

23.03.2010 12:12

ОСНОВНОЙ ЭКИПАЖ ТПК "СОЮЗ ТМА-18"

 

СКВОРЦОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

 

Командир ТПК «Союз ТМА»,

бортинженер МКС-23, командир МКС-24,

космонавт-испытатель ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» (Россия),

полковник ВВС Российской Федерации,

опыта космических полетов не имеет.

 

ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ: родился 6 мая 1966 года в
г. Щелкове Московской области.

 

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат.

Жена – Скворцова (Красникова) Елена Георгиевна; дочь – Анна, 1990 г.р.

 

ОБРАЗОВАНИЕ: в 1987 году окончил Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков и штурманов по специальности «Летчик-инженер». В 1994 году поступил в Военную академию ПВО имени маршала Г.К. Жукова, которую окончил в 1997 году. В настоящее время обучается в Российской академии государственной службы при Президенте РФ по специальности «Юриспруденция».

 

ОПЫТ РАБОТЫ: после окончания авиационного училища проходил службу в качестве летчика, старшего летчика, командира авиационного звена в частях истребительной авиации ПВО. Освоил самолеты Л-39, МиГ-23, Су-27. Имеет общий налет около 1000 часов. Военный летчик 1-го класса. Инструктор парашютно-десантной подготовки. Офицер-водолаз.

 

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ: в 1997 году был зачислен в отряд космонавтов РГНИИЦПК им. Ю.А. Гагарина. В период с января 1998 года по ноябрь 1999 года прошел курс общекосмической подготовки. В ноябре 1999 года присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С января 2000 года готовился в составе группы космонавтов-испытателей для полетов на МКС.

С марта 2008 года готовился в составе дублирующего экипажа МКС-21/22 в качестве командира ТПК «Союз ТМА» и бортинженера МКС.

С октября 2009 года проходит подготовку в составе основного экипажа МКС-23/24 в качестве командира ТПК «Союз ТМА», бортинженера МКС-23 и командира МКС-24.

 

НАГРАДЫ: медаль «70 лет Вооруженных Сил СССР», медали Вооруженных Сил Российской Федерации «За отличие в воинской службе» I, II и III степени, «За безупречную службу» III степени, «За воинскую доблесть» II степени.

 

УВЛЕЧЕНИЯ: подводное плавание, футбол, бадминтон, рыбалка, охота, туризм.

 

 


КОРНИЕНКО МИХАИЛ БОРИСОВИЧ

 

Бортинженер ТПК «Союз ТМА»,

бортинженер МКС,

космонавт-испытатель ракетно-космической корпорации «Энергия»

имени С.П. Королева (Россия),

опыта космических полетов не имеет.

 

ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ: родился 15 апреля 1960 года в
г. Сызрани Куйбышевской области.

 

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат.

Жена – Корниенко (Савостина) Ирина Анатольевна; дочь – Наталия.

Мать, Корниенко Фаина Михайловна, проживает в г. Москве.

 

ОБРАЗОВАНИЕ: в 1977 году окончил среднюю школу в г. Челябинске. В 1978-80 годах проходил службу в Воздушно-десантных войсках.

В 1981 году поступил в Московский авиационный институт на вечернее отделение, который окончил в 1987 году по специальности «Двигатели летательных аппаратов» с присвоением квалификации «инженер-механик».

 

ОПЫТ РАБОТЫ: после окончания службы в армии с 1980 года по 1986 год работал в органах внутренних дел г. Москвы. В 1986 году перешел на работу в КБ общего машиностроения, где трудился до 1991 года на должности инженера-испытателя. С 1991 года по 1995 год работал на негосударственных предприятиях г. Москвы. В апреле 1995 года был назначен на должность инженера в РКК «Энергия». В его обязанности входило решение вопросов, связанных с выпуском инструкций, программ и технической документации для проведения испытаний и подготовки космонавтов к внекорабельной деятельности.

 

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ: в феврале 1998 года был зачислен в отряд космонавтов РКК «Энергия».

В период с марта 1998 года по ноябрь 1999 года прошел курс общекосмической подготовки. После успешной сдачи экзаменов в ноябре 1999 года ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С августа 2001 года по февраль 2003 года Корниенко М.Б. проходил подготовку по программе бортинженера МКС и командира ТПК «Союз ТМ» дублирующего экипажа МКС-8 для старта на ОК «Шаттл». В связи с трагедией шаттла «Колумбия», Корниенко М.Б. был снят с подготовки в связи с переформированием экипажей МКС-8.

С марта 2003 года по август 2005 года готовился в составе группы космонавтов по программе МКС. С сентября 2005 года по январь 2006 года проходил подготовку в составе международной группы для полетов на МКС.

С февраля 2006 года готовился в составе дублирующего экипажа МКС-15 в качестве бортинженера МКС и бортинженера ТПК «Союз ТМА».

С марта 2007 года по август 2008 года проходил подготовку в составе группы МКС.

С августа 2008 года проходит подготовку в составе экипажа МКС-23/24 в качестве бортинженера МКС и бортинженера ТПК «Союз ТМА».

 

ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ: «Знак Гагарина».

 

УВЛЕЧЕНИЯ: бег, плавание, зимнее плавание, атлетизм, альпинизм.

 

 


ТРЕЙСИ КОЛДВЕЛЛ ДАЙСОН

 

Бортинженер-2 ТПК «Союз ТМА»,

бортинженер МКС,

астронавт НАСА (NASA) (США),

458-й космонавт мира, 290-й астронавт США.

 

ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ: родилась 14 августа 1969 года в г. Аркадиа, штат Калифорния, США.

 

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: замужем за Джорджем Дайсоном.

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ: в 1993 году окончила Университет штата Калифорния в г. Фуллертоне и получила степень бакалавра наук в области химии, а в 1997 году – степень доктора наук в области химии в Калифорнийском университете в г. Дейвисе.

 

ОПЫТ РАБОТЫ: выполняя исследовательскую работу на старших курсах Калифорнийского университета в г. Фуллертоне, доктор Колдвелл спроектировала, построила и ввела в действие электронную аппаратуру и оборудование, связанное с лазерной ионизацией; масс-спектрометр измерения массы в полете для исследования химии газообразной фазы. В это же время она работала электриком и монтажницей на электротехнической фирме отца, занимавшейся производством электронного оборудования для легкой промышленности и торговли.

В период преподавания лабораторного курса общей химии в Калифорнийском университете в г. Дэвисе доктор Колдвелл начала работу над диссертацией, которая была посвящена исследованию на молекулярном уровне реактивности и кинетики поверхности металлов при помощи электронной спектроскопии, лазерной десорбции и методов  разложения  масс-спектрометром в ряд Фурье. Разработала и построила периферийное оборудование системы туннельного микроскопа для сканирования при переменной температуре в сверхглубоком вакууме.

В 1997 году, после защиты докторской диссертации, она получила стипендию Камилы и Генри Дрейфусов для работы в Калифорнийском университете в г. Ирвине в области окружающей среды и изучения химии атмосферы. В университете Трейси Колдвелл исследовала реактивность и кинетику актуальных для атмосферы систем, используя для этого измерение масс-спектрометром  ионизации атмосферным давлением, разложение в ряд Фурье при помощи спектроскопов инфракрасной и ультрафиолетовой абсорбции. Кроме того, она разработала методы химической ионизации для спектральной интерпретации следов химических соединений. Результаты  работы доктора Колдвелл публиковались и представлялись в многочисленных статьях на технических конференциях и в научных журналах.

 

ОПЫТ РАБОТЫ В НАСА: Трейси Эллен Колдвелл была отобрана в астронавты в июне 1998 года и в августе того же года прибыла в НАСА для прохождения подготовки. В 1999 году д-р Колдвелл была назначена в группу астронавтов, которая работала в России над тестированием и интеграцией российского оборудования и программных продуктов по программе МКС. В 2000 году она была назначена астронавтом поддержки экипажа МКС-5 и представляла экипаж по техническим и другим вопросам во время его подготовки и полета.  Работала в ЦУПе-Х по сопровождению полетов кораблей многоразового использования к МКС в качестве оператора связи, а также являлась главным оператором во время экспедиции на МКС-11. Также в ее обязанности входила работа по отладке программного обеспечения (SAIL) в лаборатории радиоэлектронного оборудования шаттла.

1-й космический полет Т. Колдвелл осуществила 8–21 августа 2007 года в составе экипажа SТS-118. Это был 119-й полет шаттла и 22-й полет к МКС, а также 20-й полет корабля «Эндевор».  Во время экспедиции экипаж шаттла успешно присоединил элемент фермы S5 и новый гироскоп к МКС. В качестве специалиста полета-1, Колдвелл помогала в работах на средней палубе «Эндевор»  во время старта, а также обеспечивала поддержку операций по сближению и стыковке с МКС. Колдвелл была оператором робототехнического манипулятора во время операций с OBSS (стрелой) по присоединению фермы S5 к МКС, а также являлась координатором работ внутри станции во время осуществления членами экипажа SТS-118 четырех выходов в открытый космос. 

 

ПОЧЕТНЫЕ НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ: награды НАСА «За особое усердие» (2001 г.),  «За выдающиеся достижения» (2000 г.). Является обладательницей премий: Национального научного фонда за исследовательскую работу (1992 г.), Лайла Уолласа за успешную работу на химическом факультете Калифорнийского университета в г. Фуллертоне (1993 г.), Калифорнийского университета в г. Дэвисе как выдающаяся соискательница докторской степени за работу в области химии (1997 г.). В 1993-1997 гг. получала аспирантскую стипендию Патриции Робертс Харрис для работы в области химии.

 

УВЛЕЧЕНИЯ: д-р Колдвелл является пилотом частного самолета, а также владеет русским языком и языком глухонемых, принятым в США. Увлекается спортом, походами, ремонтом и техобслуживанием автомобилей.

 

 


 

ДУБЛИРУЮЩИЙ ЭКИПАЖ ТПК "СОЮЗ ТМА-18"

 

САМОКУТЯЕВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

 

Командир ТПК «Союз ТМА»,

бортинженер МКС,

космонавт-испытатель

ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» (Россия),

подполковник ВВС Российской Федерации,

опыта космических полетов не имеет.

 

ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ: родился 13 марта 1970 года в г. Пензе.

 

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат.

Жена – Самокутяева (Зосимова) Оксана Николаевна; дочь – Анастасия, 1995 г.р.

Родители, Михаил Николаевич и Мария Александровна Самокутяевы, проживают в г. Пензе.

 

ОБРАЗОВАНИЕ: в 1987 году окончил среднюю школу в г. Пензе. В 1988 году поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков, которое окончил в 1992 году по специальности «Летчик-инженер».

В 1998 году поступил в Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина и окончил ее в 2000 году.

 

ОПЫТ РАБОТЫ: после окончания училища проходил службу в частях ВВС в качестве летчика, старшего летчика, заместителя командира, командира авиационной эскадрильи. Военный летчик
3-го класса. Освоил самолеты Вилга-35А, Л-13 Бланик, Л-39, Су-24М. Имеет общий налет 680 часов. Выполнил 250 парашютных прыжков. Имеет квалификацию «офицер-водолаз».

После окончания академии в 2000 году был назначен  на должность начальника отделения 2-го управления в РГНИИЦПК имени Ю.А. Гагарина.

 

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ: в мае 2003 года был зачислен в отряд космонавтов РГНИИЦПК имени Ю.А. Гагарина.

В июне 2003 года приступил к общекоcмической подготовке (ОКП), которую завершил 27 июня 2005 года, сдав госэкзамены с оценкой «отлично».

В июле 2005 года на заседании Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С августа 2005 года по ноябрь 2008 года Самокутяев А.М. проходил обучение в составе группы специализации и совершенствования.

С декабря 2008 года проходит подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-23/24 в качестве бортинженера МКС и командира ТПК «Союз ТМА».

 

ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ: награжден медалями Вооруженных Сил Российской Федерации.

 

УВЛЕЧЕНИЯ: вождение автомобиля, хоккей с шайбой, путешествия.

 

 


БОРИСЕНКО АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ

 

Бортинженер ТПК «Союз ТМА»,

бортинженер МКС-23, командир МКС-24,

космонавт-испытатель ракетно-космической корпорации «Энергия»

имени С.П. Королева (Россия),

опыта космических полетов не имеет.

 

ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ: родился 17 апреля 1964 года в
г. Ленинграде.

 

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат.

Жена – Борисенко (Тушенкова) Зоя Леонидовна; сын – Иван.

Родители, Иван Андреевич и Наталья Михайловна Борисенко, проживают в г. Санкт-Петербурге.

 

ОБРАЗОВАНИЕ: в 1981 году окончил физико-математическую школу № 30 в г. Ленинграде. В том же году поступил в Ленинградский военно-механический институт, который окончил в 1987 году по специальности «Динамика полета и управления».

 

ОПЫТ РАБОТЫ: после окончания института работал младшим научным сотрудником в воинской части. В 1989 году приступил к работе в НПО «Энергия» (РКК «Энергия»), где занимался эксплуатацией системы управления движением орбитальной станции «Мир», участвовал в управлении ОС в качестве специалиста группы анализа бортовых систем Главной оперативной группы управления (ГОГУ). С 1999 года работал на должности сменного руководителя полетов в ЦУПе-М: сначала по ОК «Мир» (принимал непосредственное участие в операциях по сведению «Мира» с орбиты), а затем по программе МКС.

 

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ: 29 мая 2003 года был зачислен в отряд космонавтов РГНИИЦПК имени Ю.А. Гагарина.

В июне 2003 года приступил к общекосмической подготовке (ОКП), которую завершил в июне 2005 года, сдав госэкзамены с оценкой «отлично».

В июле 2005 года на заседании Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С июля 2005 года по август 2008 года проходил обучение в составе группы специализации и совершенствования.

С августа 2008 года по март 2009 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-24/25.

С марта 2009 года проходит подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-23/24 в качестве командира МКС-24 и бортинженера ТПК «Союз ТМА».

 

УВЛЕЧЕНИЯ: рыбная ловля, путешествия на автомобиле, бадминтон.

 

 


СКОТТ КЕЛЛИ

 

Бортинженер-2 ТПК «Союз ТМА»,

бортинженер МКС, астронавт НАСА (NASA) (США),

капитан 1-го ранга ВМС США,

390-й космонавт мира, 247-й астронавт США.

 

ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ: родился 21 февраля 1964 года в г. Орандж, штат Нью-Джерси, США.

 

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат. Воспитывает двоих детей.

 

ОБРАЗОВАНИЕ: в 1982 году окончил среднюю школу Маунтин в г. Западный Орандж, штат Нью-Джерси. Получил звание бакалавра в области электрического машиностроения в Морском колледже при Университете штата Нью-Йорк в 1987 году и звание магистра наук в области авиационных систем в университете штата Теннесси в г Ноксвилле в 1996 году.

 

ОПЫТ РАБОТЫ:. после окончания Морского колледжа при университете штата Нью-Йорк в мае 1987 года Келли получил офицерское звание. В июле 1989 года был назначен летчиком авиации ВМС на авиационную базу ВМС в г. Бивилле, штат Техас. По завершении курса подготовки к полетам на F-14 «Томкэт» на авиационной базе ВМС в Вирджиния-Бич, штат Вирджиния, Скотт Келли получил назначение в 143-ю истребительную эскадрилью, базировавшуюся в Северной Атлантике, Средиземном море, Красном море и Персидском заливе на борту авианосца «Дуайт Д. Эйзенхауэр».

С января 1993 года по июнь 1994 года проходил обучение в школе летчиков-испытателей ВМС США, после чего служил летчиком-испытателем в Испытательной эскадрилье самолетов ударной авиации Центра авиации ВМС в Патуксент-Ривер, штат Мэриленд. Летал на самолетах F-14 «Томкэт» и F/A-18 «Хорнет». Скотт Келли первым испытал F-14, на котором была установлена экспериментальная цифровая система управления, и выполнил маневр с высоким углом атаки.

Имеет общий налет свыше 4000 часов на более чем тридцати различных типах самолетов и свыше 250 посадок на авианосцы. 

 

ОПЫТ РАБОТЫ В НАСА: Скотт Келли был отобран кандидатом в астронавты НАСА в апреле 1996 года и прибыл в Космический Центр им. Джонсона в августе 1996 года для прохождения двухгодичного курса подготовки. По окончании обучения он был сертифицирован на должность пилота, после чего выполнял обязанности технического специалиста в Отделе систем космического корабля и операций офиса астронавтов.

Келли выполнил 2 космических полета общей продолжительностью 497 часов. После полета STS-103 Келли работал техническим директором Офиса НАСА в Звездном городке, затем проходил подготовку к космическому полету в составе дублирующего экипажа МКС-5, после чего выполнял технические задания в отделе Офиса астронавтов.

1-й космический полет С. Келли выполнил в декабре 1999 года в составе экипажа STS-103 в качестве пилота экспедиции. За 8 дней полета экипаж успешно установил новое оборудование и обновил системы космического телескопа «Хаббл».

2-й космический полет С. Келли осуществил 8–21 августа  2007 года в составе экипажа SТS-118 в качестве командира экспедиции. Это был 119-й полет шаттла и 22-й полет к МКС, а также 20-й полет корабля «Эндевор». Во время экспедиции экипаж шаттла успешно присоединил элемент фермы S5 и новый гироскоп к МКС. За время полета три члена экипажа шаттла выполнили 4 успешных выхода в открытый космос. 

В данное время проходит подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-23/24 в качестве бортинженера-2 ТПК «Союз ТМА» и бортинженера МКС.

 

ПОЧЕТНЫЕ НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ: медали «За безупречную службу в ВС», «За отличную службу в ВМС», «За освобождение Кувейта», «За примерную действительную службу в ВС США», «За службу в юго-западной Азии»; благодарственная медаль за службу в ВМС; почетный крест «За летные заслуги»; две благодарности в приказе от части ВМФ; лента за службу в ВМС; две медали НАСА за космический полет; медаль НАСА «За отличие»; диплом имени С.П. Королева от Международной Федерации Аэронавтики (1999); почетная степень доктора наук от Университета штата Нью-Йорк (2008).

 

ЧЛЕНСТВО В ОРГАНИЗАЦИЯX: Общество летчиков-испыта-телей-экспериментаторов; Ассоциация участников космических полетов.

 

Последние новости
Новости
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345678910111213141516171819202122232425262728293031